Победители фотовыставки Благословенный Кавказ



Реформация 500. Друзьям протестантам...

17 мая 2016 года
Вы были на Божественной Литургии Патриарха Кирилла в Нальчике?












Ноябрь 2017
ПнВтСрЧтПтСбВс
   
1
2
4
6
7
8
9
10
12
16
17
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
     

 

Работа на вершине иерархии: как на сводах храма пишут лики святых

  Пятигорская Епархия



Храм выстаивался после строительства четыре года. Так нужно, чтобы стены дали усадку. Четыре года прихожане ждали, что временные иконы заменит настоящая настенная живопись. И вот в прошлом году, 14 октября, в день, когда весь православный мир празднует Покров Пресвятой Богородицы, архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт совершил молебен на начало росписи кафедрального собора. Вместе со всеми молились и мастера-иконописцы.

Художники из ставропольской мастерской Вячеслава Пахомова не очень разговорчивы.

На вопросы отвечают тихо, односложно, неохотно. Интересно, это они всегда такие? Или только здесь? Мол, в божьем доме много говорить не положено. За 18 лет, что действует мастерская, они расписали немало храмов, в том числе и Михайловский в Пятигорске. Но для Спасского собора придумали уникальный проект — во фряжском стиле. Готовились к нему целых два года: работали с архивами, изучали тонкости фряжского письма, делали эскизы. И писать придется не менее двух лет, а то и два с половиной.

Фряжское письмо (от «фрязи», «фряги» — так в Древней Руси называли итальянцев) — стиль иконописи, появившийся в России во второй половине XVII века под влиянием западноевропейского искусства.

Иконы фряжского письма отличаются большей натуралистичностью, достоверностью в передаче материального мира. Как говорят специалисты, это техника итальянского ренессанса, введенная в рамки византийского канона. В России последние достойные образцы фряжского письма были сделаны еще до революции.

По словам Вячеслава Пахомова, они связаны с именем иконописца Ушакова. Несмотря на принятые в то время правила «писать иконы по древним образцам», он изобретал новые композиции, присматривался к западным образцам и к натуре, стремился сообщать фигурам характерность и движение. С его фрязи все и пошло. Сам Вячеслав свою дорогу в храм вымостил краской и палитрой, лесами и резьбой. Фото: Антон Подгайко — Изначально я был сочувствующим. Но жизнь так сложилась, что меня моя работа привела в храм. «Иди и делай», — сказало провидение. И я пришел. Потом и других привел. Что же это за провидение такое? Вячеслав, не отрываясь от работы, спокойно продолжает писать лик Спасителя. Лики — высшая ступень в иерархии иконописцев и большое доверие. Лишь трое из иконописцев в бригаде удостоились такого права. Новичкам в основном доверяют орнаменты, на следующем этапе — можно и фигуру изобразить, а вот лик…

— Я еще учился в училище, в Строгановке. Как-то в Ставрополе зашел в Андреевский кафедральный собор. А там люди в шапках! Работают. Оказалось, турки. Я спросил у батюшки: неужто в России художников не нашлось? А он мне: а ты сможешь? Сказал — смогу. Так и пришел в первый раз храм расписывать. Взял с собой друзей. Ну, там работа не трудная была. Орнаменты в основном. Так и пошло.

В пятигорском храме художникам предстоит расписать около 3000 квадратных метров. Мазок за мазком, порой стоя на немыслимой высоте на качающихся лесах. 760 квадратов — в алтарной части, куда женщинам нельзя (а женщин в пахомовской бригаде пять). Зато за алтарь можно и художницам, и журналисткам. Потому смело обходим храм, и там, где алтарь заканчивается, взбираемся наверх — под самый свод. Не упустить возможности дотронуться… А может, позволят и свой взмах кисти оставить в истории? Пусть робкий и неумелый, но потом можно будет всем говорить: «Вон там, в той складочке святого одеяния, есть и мой след».

Краска заманчиво пахнет чем-то теплым и сладким. Ее, кстати, тоже отдельно освятили. Сложили банки в церкви и служили вокруг них молебен. Художники говорят, краски эти необычные — изготавливались по древней технологии и не утратят своей яркости в ближайшие три века. Но для этого мастерам тоже надо постараться и соблюсти несколько важных условий, в том числе температурный режим.

Чтобы роспись не пострадала от свечной копоти, в стенах свода проложена современная система вентиляции. Мелкие трещинки залатали, свод очистили до белизны, покрыли бязью на мездровом клее, зашпатлевали меловой шпатлевкой — чтобы поверхность не трескалась, но дышала. И началось преображение.

Медленно, но верно, словно по волшебству, из-под кисти выходят образа. Сюжет росписи — евангельские свидетельства чудес, которые в своей земной жизни творил Спаситель. Три сцены чудес уже одобрены владыкой. Над четвертой пока работают. Исцеление расслабленного В Евангелии от Иоанна рассказывается, что в Иерусалиме была Овечья купальня, при которой было пять крытых ходов.

В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и, кто первый входил в нее после этого, тот выздоравливал. Среди них был человек, не ходивший 38 лет. Иисус, увидев его лежащего, спросил: хочешь ли быть здоров? И когда тот ответил утвердительно, сказал: встань, возьми постель твою и ходи. И человек тотчас выздоровел, взял постель свою и пошел. На лице Ольги Глазуновой (как и на лике Иисуса) — сосредоточенность. Спаситель всматривается в лица мастеров, мастера внимательно всматриваются в свою работу. Иисус действительно как живой. И очень красивый. Даже неудобно как-то вопросы при Нем задавать. И все же решаюсь.

— На вас повлияла ваша работа?

Ольга молчит. Думает или не слышит? Нет, слышит. После раздумья отвечает:

— Конечно повлияла. В корне поменяла. Это — другое качество жизни. Я 15 лет расписываю храмы. Здесь же, в команде Пахомова, и судьбу свою встретила. В нашу жизнь вошло христианство. Мы стали совсем по-другому жить. Более наполненно, что ли. Понятнее.


Ольга продолжает писать тени в складках плаща Иисуса. Позже придут позолотчики и добавят фрязи блеска. Вот тогда все засияет! Много золота — отличительная черта фряжского письма. Его много и в начале работы: золотятся фоны так называемым вареным золотом, орнаменты, а потом в ход пойдет золото сусальное — тончайшая работа.

В команде Пахомова, по словам мастеров, нет споров и конфликтов. Когда сюда берут новичка, сначала проверяют на профессионализм. А потом — на характер. Личные качества художника не менее важны. Здесь естественным образом складывается иерархия мастерства.

— У каждого человека свое предназначение, — говорит Пахомов. — Мы понимаем, что это — наше. Мы это можем, значит, мы должны.
 
 Наталия Мхоян
 
 



Фотогалерея публикации






Автор: https://etokavkaz.ru/redkii-spetcialist/rabota-na-vershine-ierarkhii

12 марта 2017 года 02:31:57       Просмотров: 368       Оценка новости:     0





Поделиться с друзьями:



Комментарии


Оставить комменатрий, зайдя на сайт и авторизировавшись.

Или оставить комменатрий анонимно, который появится после модерации.

Ваше имя:
E-Mail:
Напишите "26":


Комментарии из вконтакте





Юным спортсменам рассказали о Великом Посте   Фотоотчет о прошедшей выставке молодых художников



Материалы по теме




 
Про группы смерти









Благокавказ появился в Телеграме  0
18 ноября 2017 года 00:29:11



АнтонинаДобрый день! Подскажите пожалуйста, в Георгиевске где можно будет преклониться...



Публикации: 526
Комментарии: 1
Зарегистрированных: 0
Cейчас на сайте: 1
Зарегистрированных на сайте: 0

Яндекс.Метрика

Нашли ошибку?
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста выделите ее и нажмите одновременно Ctrl и Enter.