20 мая



Реформация 500. Друзьям протестантам...

17 мая 2016 года
Вы были на Божественной Литургии Патриарха Кирилла в Нальчике?








Приглашение на Мамин праздник Приглашение на Мамин праздник
23 ноября 2017 года 09:06:37




Октябрь 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
       

 

Об уроке Бориса и Глеба

  Слово Архиепископа Феофилакта



"Пример Бориса и Глеба – это, если хотите, русский урок для всех нас. Всякая междоусобица – и большая боль, и большое предательство – начинается тогда, когда мы поднимаем руку на ближних своих, тогда, когда мы не храним этот мир в своей семье, тогда, когда мы проливаем множество крови вокруг, чтобы доказать тем, как нам кажется, свою справедливость, правоту. Бог этого не желает. Господь есть источник всякого мира. И Господь есть бесконечный источник всякой любви. Господь говорит о том, что любовь к себе и к ближним – это служение Ему: возлюби ближнего своего, как самого себя. Господь говорит об этой любви после того, как говорит о любви к Нему: возлюби Господа всем сердцем своим, всем своим помышлением и всей своей жизнью".

Дорогие отцы, дорогие братья и сестры! Сегодня наша Церковь вспоминает жизнь удивительных князей Бориса и Глеба. Они были братьями и сыновьями князя Владимира. Когда скончался князь Владимир, то старший сын его Святополк воцарился на княжеский престол в Киеве и, раздраженный ненавистью и завистью к братьям, боялся, что его княжеству может быть нанесена некая угроза. А боялся он братьев потому, что они имели доброе имя среди народа. Они были людьми глубокой веры, которая заключалась не только во внешнем образе жизни, не только в том, что они переступали порог храма, но и в том, что они, подобно своему отцу, были милосердными, сострадательными, часто посещали больных и немощных, оказывали им милостыню, помогали одиноким.

Народ любил этих князей. И, конечно же, народная любовь хотела бы, чтобы именно такой образ они видели перед собою в лице князя. Старший брат, завистью раздражаемый, распалялся настолько, что положил в своем сердце убить своих братьев. Свое задуманное коварство он осуществил, предав лютой смерти и своего брата Бориса, и своего брата Глеба. Оба брата знали о том, что их старший брат воспылал гневом. Но не поднимали свои дружины и не поднимали руки против своего брата, чтобы не ввергнуть свой народ в междоусобицу. Они так жаждали этого мира. Они так хотели мира.

Эти двое святых, двое братьев, были прославлены и Русской Церковью, и Константинопольской, и стали первыми русскими святыми, прославленными в нашей земле. И сегодня, глядя на подвиг этих братьев, глядя на их пример, находишь параллели, которые случаются и в нашей собственной жизни. Ведь вызовы нашей жизни нисколько не меняются в отличие от тех, которые были раньше. Правда всегда проходит через сердце каждого человека. И когда мы ради этой правды готовы пострадать, лишившись даже собственной жизни, тогда эта правда торжествует.

Борис и Глеб могли бы защитить себя. Они могли бы со своим войском выступить против своего коварного и хищного брата. Глеб мог бы отомстить за своего старшего брата, и то, что сделал бы он, – если бы пошел войной на своего брата, – то, пожалуй, и в то время, да и в нынешнее время, нашлись бы многие, которые сказали бы, что поступил он правильно. Но они думали не о правде сегодняшнего дня. Они думали не о быстро приходящих условиях. Они думали, что из-за этой правды могут погибнуть сотни и тысячи людей. Они знали, что из-за этой борьбы, из-за этой битвы на многие и многие годы многие русские семьи будут разъединены. Дружины одного будут биться с дружинами другого. Их родные и близкие будут поставлены перед выбором ненавидеть и преследовать тех, кого из своего же рода назовут врагом.

Борис и Глеб не желали, чтобы от русского меча лилась русская кровь. Они предали себя в жертву за свой народ. Они понимали, что невозможно словами убедить брата, что ничто не угрожает ему, и они не будут покушаться на его престол. Но видели в нем человека, которого обуяла страсть, и понимали, что если они эту страсть в себе, своей мученической кровью, не потопят, то тогда эта страсть потопит тысячи и тысячи русских людей.

Народ Божий прославил святых князей. И любовь к этим князьям не завершилась после их гибели. И никто из русских не говорит, что они были слабыми князьями. Но говорит о них – они были благоверными страстотерпцами. Никто не говорит о них, что они могли бы сражаться и биться. Но говорят о них – они сохранили нашу землю от междоусобицы, они не позволили, чтобы через них дьявол отбирал бы от нашей земли наших братьев и сестер в кровопролитной сечи.

И сегодня, когда мы вспоминаем их память, то через их образ обращаемся и к нашему боголюбивому и Богом хранимому народу – как много мы нередко видим сердец, разожженных ненавистью по отношению к своим же братьям и сестрам. Как бывает нередко, это раздражение и этот гнев касаются наших собственных сердец, когда с особой жестокостью, с особым чувством гнева и раздражения мы нападаем чаще на своих родных и близких. К сожалению, к ужасу, как нередко можно услышать в домах слова, произносимые по-русски – «убил бы», и слова эти направлены к своим же соплеменникам, родным, тем, которые так же как и ты родились здесь, на нашей земле, и говорят на том же как и ты языке, и так же как и ты стараются сохранять свою культуру и традицию.

Пример Бориса и Глеба – это, если хотите, русский урок для всех нас. Всякая междоусобица – и большая боль, и большое предательство – начинается тогда, когда мы поднимаем руку на ближних своих, тогда, когда мы не храним этот мир в своей семье, тогда, когда мы проливаем множество крови вокруг, чтобы доказать тем, как нам кажется, свою справедливость, правоту. Бог этого не желает. Господь есть источник всякого мира. И Господь есть бесконечный источник всякой любви. Господь говорит о том, что любовь к себе и к ближним – это служение Ему: возлюби ближнего своего, как самого себя. Господь говорит об этой любви после того, как говорит о любви к Нему: возлюби Господа всем сердцем своим, всем своим помышлением и всей своей жизнью.

Создатель и Творец Милосердный Христос дарует каждому из нас заповедь о любви, которая и есть самое прочное и надежное основание нашей жизни. От чужой крови корень собственной жизни никогда не растет. От чужих слез и от чужой боли твоей душе никогда не станет радостно. Только своими слезами, только своим терпением, только своими молитвами душа, очищаясь, укрепляется и благодатью Божией. Только через свои собственные страдания душа может избавиться от всяких грехов и, если возлюбила Бога, то через любовь эту по-настоящему сеет вокруг себя мир.

Да, Борис и Глеб погибли. Но не погибли русские дружины, которые были верны князьям. Да, погибли мученики-братья, но не погибла земля наша русская, захлестнувшись междоусобной бранью и братоубийственной сечью, погрязши в собственной крови. Да, благоверные князья сложили оружие, не поднимая его на собственного брата. Если бы перед ними стоял враг, они бы, не задумываясь, бросились защищать свою землю. Но перед ними стоял старший брат, и перед его ногами они опустили свои мечи. Вверившись любви старшего брата, не найдя ее, вкусили коварной хитрости и смерти. Но не убили своего брата, чтобы через это убийство не навлечь проклятье на землю нашу. Своею кровью, своим исповедническим подвигом благоверные князья положили твердую основу земли нашей и оставили нам в напоминание свою доблесть, которая заключается в том, что родное хранить надо даже собственной жизнью, если необходимо.

Сегодняшний день их памяти говорит нам о том, чтобы мы никогда не поднимали руки своей против своих соплеменников и братьев, и сестер. Ибо эта поднятая рука всегда становится той самой осиной, на которой жизнь свою кончил Иуда Искариотский. Благоверные князья говорят нам о верности и доблести русского духа, которые заключаются в готовности отдать себя ради своего народа и ради того, чтобы в этом народе торжествовала любовь.

Не печалься, когда имя твое или жизнь твоя поносятся и находятся в испытаниях от своих же. Претерпи, и своим через твое же терпение Милосердный Господь подаст многие блага. Дело князя Владимира продолжили его сыновья Борис и Глеб. Продолжаем и мы это дело, сохраняя веру во Христа и живя заповедью, которую Милосердный Бог оставил нам на кресте – заповедью любви.

Будем молить святых благоверных князей, чтобы они всегда сохраняли мир в нашей земле; чтобы они сохраняли мир в наших семьях: и в нашей семье – в доме, и в нашей церковной семье, и в нашей семье – в России. Будем молиться им, чтобы они помогали нам сохранять правду не ту, которая проливает чужую кровь и чужие слезы, а ту правду, которая через собственное терпение очищает наши души, освобождает их от пагубных грехов и пороков и приводит их в объятья Божьи.

И, наконец, будет молить святых благоверных князей и о наших детях. Чтобы по их молитвам дети наши никогда бы не поднимали руки своей на своих братьев и сестер, но всегда заступались бы за них, даже если для этого пришлось бы пострадать самим. Это подлинное доброе русское братство пусть будет всегда залогом крепости жизни нынешней и доброго, от Бога данного, процветания в будущем для отечества нашего. Аминь.


Автор: http://blago-kavkaz.ru/index.php/component/k2/item/19055-ob-uroke-borisa-i-gleba

8 августа 2016 года 15:18:49       Просмотров: 603       Оценка новости:     0





Поделиться с друзьями:



Комментарии


Оставить комменатрий, зайдя на сайт и авторизировавшись.

Или оставить комменатрий анонимно, который появится после модерации.

Ваше имя:
E-Mail:
Напишите "26":


Комментарии из вконтакте





О чуде любви Божией
10 августа 2016 года
  Об отношении к окружающим



Материалы по теме




 
Программа "Слово" с участием Архиепископа Феофилакта







АнтонинаДобрый день! Подскажите пожалуйста, в Георгиевске где можно будет преклониться...



Публикации: 577
Комментарии: 1
Зарегистрированных: 0
Cейчас на сайте: 1
Зарегистрированных на сайте: 0

Яндекс.Метрика

Нашли ошибку?
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста выделите ее и нажмите одновременно Ctrl и Enter.