
Вспоминаю, с каким интересом атаман Пятигорского районного казачьего общества Владимир Пономарев, встречавший вместе с казаками великую афонскую святыню – пояс Пресвятой Богородицы – и познакомившийся с монахами Святой Горы, в декабре 2014 года вглядывался в снимки фотовыставки «Мой Афон». Работы известного греческого фотомастера Костаса Асимиса укрепили давно зревшее в душе желание побывать в монашеской республике в Греции. Но Владимир Владимирович даже думать тогда не мог, что картинки фотовыставки оживут для него достаточно скоро, в год тысячелетия русского присутствия на Святой Горе.
В июне 2016 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, а также при поддержке Совета при Президенте Российской федерации по делам казачества, в рамках проекта православной культурно-этнографической экспедиции «Святой Афон» в составе группы казаков Ставрополья он отправился в место уединенных молитв и подвигов во Имя Господа.
– В эту поездку я попросился сам, – признается Владимир Владимирович, – не мог упустить такую возможность. Вместе со мной из Пятигорска в Грецию направился необходимый в паломнической поездке специалист – врач Руслан Иванов и еще несколько взрослых – атаман Михайловского станичного казачьего общества Андрей Воронцов, проректор по учебной работе Ставропольской духовной семинарии игумен Алексий (Смирнов), казаки из Минеральных Вод. Но в основном в составе делегации была казачья молодежь, в том числе студенты многопрофильного техникума имени казачьего генерала Николаева. Во второй день пребывания казаков на Афоне на Святую Гору прибыл митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, и монахи стали свидетелями, как казаки встречают владыку.
– Мы все оделись в парадную казачью форму, – рассказывает Владимир Пономарев, – построились, дружно ответили на казачье приветствие: «Слава Богу!» Затем направились в Пантелеимоновский монастырь, где была отслужена Божественная литургия. За всей этой церемонией монахи наблюдали с неподдельным интересом и, я бы сказал, с восторгом. После богослужения подходили к нам, внимательно разглядывая наши черкески, интересовались: «А что это?» Расспрашивали о наших традициях. После богослужения митрополит Кирилл обратился к верующим с проповедью: «Главный урок тысячелетней истории русской миссии на Афоне подвижников веры прошлого и настоящего заключается в том, чтобы всегда жить в богообщении, в мыслях о спасении души и молитвах о ближних, служить Богу и нести этот крест как главное и почетное послушание, украшая и развивая жизнь вокруг себя». Казакам Ставрополья выпала возможность прикоснуться с этой великой тайне монашеского богообщения. На Афоне они проживали в русском Свято- Пантелеимоновом монастыре. Посетили монастыри Ксенофонт, Дохиар, Ватопед, Хилондари, Иверский и Ксиропотам, побывали в скитах Успения Богородицы, Андрея Первозванного и Старом Русике. Поклонились величайшей святыне православного мира – поясу Пресвятой Богородицы – и помолились у чудотворных икон «Всецарица», «Достойно есть», «Иверская», у мощей святого великомученика Георгия Победоносца и приложились к другим многочисленным афонским святыням.
– Самое сложное в жизни, поняли мы, побывав на Афоне, – замечает Владимир Владимирович, – это не работать, не воевать, а молиться Богу. Мы увидели этот величайший труд афонских старцев. Конечно, они несут свои подвиги во Имя Господа и жаждут не земных, а небесных наград, но как мирской человек скажу: за их молитвенные труды я всем нашим русским монахам, а их на Святой Горе более ста, присвоил бы звания Героев России! Они отказались от всего и направились на Святую Гору, чтобы непрестанно служить Родине, молиться о ее благополучии и процветании, молиться за весь мир. Для меня видеть их общение с Богом было самым ярким впечатлением недельного пребывания на Афоне.
– А казакам сложно было жить по монастырскому уставу?
– Когда мы прибыли на Афон, нам сразу сказали, хорошо, что не попали сюда в пост, иначе сбросили бы по несколько килограммов, – улыбается Владимир Пономарев. – Ведь постом афонские монахи не принимают в пищу ничего, кроме хлеба и воды. Но нам, конечно, достались подвиги полегче. Молитвенная атмосфера действует очень сильно. Сразу втягиваешься во все, тем более, если знаком с тяготами армейской жизни. А вот о наших мальчишках хочется сказать отдельно. Молодцы! Поначалу, если и тянуло с места в галоп, то быстро прошло. Осадили, объяснили, что к чему. И все было хорошо. Никто не сказал: «это не хочу», «это не буду». Ноги растирали в сапогах до крови, но везде ходили, все, что положено, делали. Никто не жаловался, не ныл. Да и стыдно было бы. На глазах был такой пример строгой монашеской жизни.
– А что, кроме монашеских подвигов, оставило впечатление?
– Посещение Старого Русика, восстановленного после сильного пожара. Мы спросили у монахов, откуда деньги на реконструкцию. Ответ «наш президент» всех потряс. Вот отношение нынешней России к Афону и его русским святыням. Владимир Путин сам бывал на Афоне не раз, как и накануне нашего приезда, в связи с тысячелетием русского присутствия на Святой Горе. Кроме того, осталось доброе воспоминание о самом греческом народе, отношение к русским в Греции очень доброжелательное. Но самое потрясающее – искреннее отношение к вере. Люди не просто называют себя православными, они этим живут. От всей нашей делегации хочется выразить огромную благодарность за организацию нашей поездки. То, что мы увидели и узнали, потрясает, заставляет многое переосмыслить и пересмотреть. Спасибо всем, благодаря кому состоялся казачий путь к Святому Афону.
"Лик Кавказа", 9 июля 2016 №7 (102)
|